Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Трудности при обучении вождению

Научиться водить автомобиль непросто. Вождение — это сложный навык, который не сводится к правильным движениям руками, ногами и головой. Важно не столько уметь правильно нажимать на педали и крутить руль, сколько делать это вовремя. Хороший водитель отслеживает ситуацию вокруг своего автомобиля в динамике, всегда точно знает, что происходит справа, слева, сзади и спереди, поэтому в любой момент в случае возникновения форс-мажора может принять правильное решение, причем сделать это быстро. Это непросто, но этому можно и нужно научиться.


Условно процесс обучения можно разделить на три этапа.

На первом этапе ученик знакомится со своей машиной. Он узнает, где у нее какие педали, как надо повернуть руль и как переключить передачу. Его внимание сосредоточено внутри машины и ему сложно отслеживать то, что происходит вокруг. На этом этапе важно выработать механический навык, чтобы все нажатия, вращения и переключения происходили автоматически и не требовали концентрации внимания.


На втором этапе начинающий водитель начинает следить за тем, что происходит вокруг него. Взгляд его обычно направлен вперед, реже — по зеркалам. Он может отслеживать текущую ситуацию, но ему сложно предсказать, что будет дальше.


Третий этап — это этап прогнозирования ситуации. Водитель не задумывается о том, что ему предстоит делать прямо сейчас, он просчитывает ситуацию на несколько шагов вперед. А если этот пешеход все же решит перейти дорогу здесь и сейчас? А если эта машина решит пойти на обгон? А если этот грузовик затормозит раньше времени? Ответы на все эти вопросы формируются у него заранее.
Конечно, в процессе обучения возникают различного рода трудности. Условно их можно поделить на две группы: психологические и не психологические.

К не психологическим трудностям можно отнести следующие:


  1. Отсутствие навыка формирования сложной моторики. Если вы никогда не занимались танцами, спортом, музыкой, вам будет непросто научиться выполнять рассогласованные движения. Руки отвечают за одно, ноги — за другое, причем все это происходит одновременно — конечно, это поначалу будет вызывать трудности, особенно если раньше вам не приходилось сталкиваться с задачами подобного рода.
  2. Возраст. К сожалению, чем старше человек, тем ему обычно сложнее нарабатывать новые навыки.
  3. Физиологические ограничения. Различного рода травмы, любое нездоровье не способствуют скорости обучения. Однако в большинстве случаев их можно нивелировать качеством автомобиля и, конечно, желанием водить.
Если же говорить о психологических трудностях, вспомнить стоит следующие:


Наличие некоей психотравмы. Если вы однажды были участником ДТП, если у вас уже есть негативный опыт или трагические воспоминания, связанные с вождением, дорогой, автомобилем, процесс обучения может быть затруднен. Психологи видят в таком случае два варианта развития событий:
  • Развитие гиперответственности. Человек знает, что водить — это опасно, поэтому прилагает все усилия к тому, чтобы стать очень аккуратным и внимательным водителем. Он ставит перед собой задачу контролировать все, что происходит на дороге.
  • Одушевление автомобиля. Конечно, с негативной точки зрения. Автомобиль видится причиной всех бед и отношение к нему формируется соответствующее.
В этом случае мы рекомендуем начать обучение с психологического тренинга. Он поможет снять напряженность и сесть за руль освобожденным от страхов. Конечно, без тренинга можно и обойтись, но тогда обучение может быть менее эффективным, принести куда меньше пользы и совсем не принести удовольствия.
Рекомендуем начать обучение с психологического тренинга

  1. Трудности, связанные с историей рода. Если у вас в семье не было принято водить автомобиль, он виделся элементом «другой жизни», то и привыкать к нему будет гораздо сложнее. Для того чтобы машина стала верным другом и надежным помощником, прочно вошла в вашу жизнь, необходимо почувствовать себя водителем, примерить на себя эту роль, свыкнуться с ней, разобраться, что мешало сесть за руль раньше. Мы с радостью вам в этом поможем.
  2. Страхи, фобии. Подробнее об этом можно прочитать в разделе автофобия.
  3. Неумение учиться. Вам трудно заставить себя полтора часа кряду заниматься одним и тем же, сконцентрировать свое внимание на решении одной задачи. Вы наверняка об этом уже знаете: с такой проблемой вы уже сталкивались, когда учились чему-то раньше. Например, в школе. Правильная организация занятия поможет вам свести негативный эффект этой трудности к минимуму.
4. Отсутствие контакта с инструктором. Рядом с вами сидит «не ваш» человек. Он говорит на непонятном вам языке, не может вам ничего объяснить, не понимает ваших страхов, не видит способов устранения ваших проблем, слишком эмоционален или недостаточно эмоционален для вас. Мы ценим обратную связь и всегда сможем найти выход из такой ситуации.


5. Отсутствие мотивации. Вы просто не хотите водить — вас заставили пойти учиться. Вам неинтересно, вы не видите и не желаете видеть себя водителем. Пожалуй, это единственная трудность, с которой почти ничего нельзя сделать. Мы приложим максимум усилий для того чтобы вас заинтересовать и мотивировать, но если вы будете упорствовать в своем нежелании, никто кроме вас вам не поможет.


6. Даже если вы всему уже научились, остается еще одна трудность — отделение от инструктора. На этом этапе важно почувствовать, что вы уже самостоятельный водитель, вам не нужен постоянный контроль, вы хозяин вашей машины и полноправный участник дорожного движения. Мы рекомендуем водить каждый день — хотя бы по полчаса. Мы всегда будем рады помочь вам советом и поддержать вас на этом непростом этапе становления вас как водителя.